Влияние событий на Юге и Востоке Украины на офлайн и онлайн продажи

Ни для кого не секрет, что основу среднего и малого бизнеса в нашей стране составляют продажи или услуги. И сложная ситуация сейчас не только в политике, вопросах мира и территориальной целостности на Юге и Востоке Украины, а и с продажами. Наступили нелегкие времена. Весь бизнес еще в феврале, после стрельбы на Майдане, уже столкнулся с первыми трудностями. Многим пришлось сбавить обороты, сократить издержки или вовсе прекратить свою деятельность.

Что же делать? Как быть дальше? И как сказываются события в Донецке, Луганске, Славянске, Краматорске на продажах?

Сначала вспомним общие исходные данные. Еще первые скачки доллара сильно сказались на покупательской способности населения Украины с одной стороны, и росте закупочных цен или себестоимости товаров с другой. Офлайн продажи в розничных магазинах и сетях упали до минимума последних лет. Отсутствие прибыли, подорожание импорта, высокие издержки и неуверенность в перспективах скорой стабилизации в стране уже успели существенно подкосить отечественный ритейл.

Но со сменой правительства появилась надежда на улучшение ситуации. Несмотря на то, что доллар продолжал колебаться, неизменно стремясь ввысь, все начинали верить в светлое будущее свое и страны. А потом нас захлестнула новая волна: сначала аннексия Крыма, а затем и события в Луганске, Донецке, Краматорске, Славянске, Горловке и других «горячих точках» Востока Украины. Как следствие, некоторая часть населения Украины и вовсе считает, что мы находимся на грани начала официальной войны (или война уже идет негласно), и боится дальнейшего ухудшения ситуации. И снова кривая продаж рухнула вниз.

Что получается в итоге?

А получается, что у людей не только стало физически меньше денег, и все уже успели прочувствовать снижение стоимости национальной валюты, а и пропала уверенность в завтрашнем дне. Нет смысла совершать покупки, если завтра, возможно, придется воевать или уезжать, а о деньгах и вовсе можно будет забыть. Поэтому, люди физически стали тратить меньше. Кроме того, бойкот товаров российского производства – не только слова. Его проявления нетрудно заметить в том, с каким трудом магазины пытаются сбыть такой товар, используя наклейки с украинскими штрихкодами и всевозможные акции и распродажи. Именно такие факторы, вызванные событиями на Востоке, бьют сейчас по ритейлу в первую очередь.

Я не говорю, что по всей территории Украины продажи совсем скатились до полного нуля. Но те, которые совершаются офлайн, существенно упали и продолжают падать, унося за собой бизнес своих основателей. Если верить ориентировочным оценкам, в среднем по Украине падение продаж в сетях супермаркетов упало примерно на 32%, в сетях продажи одежды на 30-50%.

Отдельного внимания заслуживают комментарии по поводу восточных регионов. События в Донецке, Луганске, Краматорске, Славянске, Горловке и других «горячих точках» существенно снизили покупательскую способность украинцев.  Кроме того, в связи с текущей ситуацией ПриватБанком, например, были введены ограничения на обслуживание наличных средств клиентов. Да и с точки зрения будущего бизнеса, здесь ситуация вообще непонятна — в случае реализации крымского сценария, неизвестно в какой стране и на каких условиях предприниматели будут вести свой бизнес в дальнейшем, и есть ли в этом смысл. Или, когда руководителя магазина могут и вовсе украсть, как это сделали в Луганске.

Немного проще события второго мая пережила Одесса. Ссылаясь на своих товарищей в этом городе, могу сказать, что искусственные беспорядки, в первую очередь, среди населения вызвали непонимание, сожаление и осуждение. Одесса и дальше живет своей жизнью, немного взбудоражившись, но снова в своем привычном ритме.

То есть, ритейлерам важно понимать и осознавать, что вся сфера продаж находится сейчас в сложной точке. И вот, как раз, тут получается, что наряду с общим спадом, в большем выигрыше оказываются интернет-площадки или те, кто объединяет онлайн с офлайном. Ценности и преимущества интернет-магазинов приобрели новый смысл и гораздо большую значимость среди покупателей — сравнительно низкая цена, возможность оплаты товара через интернет, доставка. Тем более, что те издержки, которые «ударили» по офлайну, по своей природе только частично касаются онлайна.

Поэтому, получается, что в итоге, события на Юге и Востоке Украины уменьшили объем продаж в целом, а также перераспределили соотношение онлайн и офлайн рынков. В дальнейшем темпы роста интернет-коммерции будут и дальше расти, как и прогнозировали эксперты, но с учетом поправок на общий спад и увеличение лояльности к интернет-магазинам. Именно сейчас онлайн площадки, в этот кризисный момент, получили больше шансов завоевать доверие покупателей и увеличить лояльность к своим магазинам. Безусловно, теперь на первый план также выходит логистика, обеспечение страхования товара и дополнительные сервисы, которыми можно завлекать своих клиентов.

Но, в любом случае, очень важно сейчас сохранять свой бизнес, так как кризис пройдет. А те, кто выстоит сейчас, потом пойдут вверх.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>